Что такое малый бизнес: примеры, определение

Идя по улицам города можно заметить множество разнообразных кафе, магазинов, бутиков с одеждой — все это является предприятиями малого бизнеса. Но что же их отличает от среднего или крупного? Для этого нужно разобрать признаки, которыми характеризуются все малые предприятия, но не присущи другим фирмам.

Сначала разберёмся, что же говорит об этом государство. Федеральный закон №204-ФЗ под названием «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» даёт кое-какие преимущества для развития этого бизнеса. Основные из которых: особые налоговые режимы; в определенных сферах деятельности упрощение некоторых форм налоговых деклараций, а также облегченная система правил ведения учёта налогов. Таким образом, действующее законодательство РФ даёт такое определение малому бизнесу — это предприятие с численностью от 16 до 100 работающих в нем сотрудников, с годовым доходом составляющим не более 25% без учёта НДС от предыдущего календарного года за реализацию товаров или услуг.

Такие предприятия в большинстве своём являются самоуправляемыми и независимыми. Владелец данного объекта выполняет роль руководителя. Также может быть и несколько владельцев, но это не меняет сути. Руководят они напрямую, без участия посредников.

В этом деле нет места монополии. Так как малые предприятия направлены на обслуживание ограниченного числа клиентов, они не могут лидировать на рынке. Не имея достаточного количества ресурсов, они не могут захватить рынок. При этом, им приходится постоянно конкурировать со всеми предприятиями — от малого до крупного. Из-за изначального невыгодного положения в этой борьбе, такой бизнес может занять только ту часть сферы, где крупномасштабное производство не имеет смысла. Но если владелец все же захочет конкурировать с крупными и средними предприятиями, то это приведёт к банкротству.

Деньги на открытие своего дела предприниматель обычно может взять в долг у друзей, кредит в банке или же использовать свои сбережения. Понятно, что в данном случае начальная сумма капитала невелика. Варьируется она от 10 до 100 тысяч.

Существуют разные виды малого бизнеса:

Производство. 

Производство — это изготовление полуфабрикатов или готовых продукций с помощью переработки сырья. Его также разделяют на два подвида: первичное и вторичное. Производство из первичного сырья заключается в том, что используется сырьё, которое было получено при добыче. К таким, например, относят нефть, древесину или железо. При производстве из вторичного сырья, используется продукция, которая стала непригодна к использованию и была переработана. К примеру, пластик или пластмасса.

Обслуживание. 

Такие предприятия предоставляют не товар, а услугу, то есть то, что может сделать бизнесмен или работники его фирмы. Это могут быть парикмахерские, мастерские, рестораны. Такая сфера деятельности не требует большого вложения денег, но прибыль здесь может быть очень высокой. Все зависит от личных и профессиональных умений сотрудников.

Оптовая торговля

К ней относят такие предприятия, которые выполняют роль посредника между производителем товара и теми, кто занимается розничной торговлей. Зачастую оптовикам приходится отвечать за то, когда производитель меняет стоимость товара или задерживает поставки. Главной задачей бизнесмена является привлечение и удержание как можно большего количества предприятий розничной торговли.

Розничная торговля. 

К такому виду деятельности относят продавцов, которые закупают товары у оптовиков или производителей, а затем продают их с наценкой. Это одно из самых распространённых предприятий малого бизнеса. Чаще всего представлен в виде маленького магазинчика, но может быть и супермаркет.